В безопасности интернет-операций заинтересованы не только держатели карт, но и
банки, интернет-магазины и платежные системы, которые разрабатывают все новые,
более совершенные и одновременно дорогостоящие средства безопасности
онлайн-платежей и защиты от мошенников. Все участники транзакции рискуют своими
деньгами, а магазины, банки и системы — еще и своей репутацией. Какие существуют современные меры
безопасности интернет-платежей, кто и за что отвечает непосредственно во время
транзакции и как избежать мошенников во всемирной паутине?
В каждом процессе платежа принимает
участие несколько сторон. Одна сторона — это держатель карты, физическое лицо,
совершающее операцию. Другой стороной является интернет-магазин или любая
другая торговая площадка, которая предлагает товары или услугу. Между ними
стоит банк, который выдает карту, на
счету у которого находятся деньги и
который производит данную финансовую
операцию. Последними, но не менее важными участниками операции выступают
международные платежные системы и сервис-провайдеры – они осуществляют
процессинг операции.
Когда вы совершаете покупку в
интернет-магазине и нажимаете кнопку «Оплатить», вы переходите на страницу
платежной формы для заполнения необходимых данных. Далее платежная система
(сервис-провайдер) передает все ваши данные в банк, который обслуживает этот
интернет-магазин. Банк проверяет
информацию о вас, о карте, наличии свободных средств на ней, иногда запрашивая
авторизацию покупателя по технологии 3-D Secure. После этого он разрешает (или
не разрешает) провести операцию, передает данные платежной системе, платежная
система — в магазин, а покупателю приходит уведомление, что операция совершена.
А кто отвечает за безопасность?
За безопасность интернет-операции
отвечают все, кто принимает в ней участие. Ответственные банки,
интернет-магазины, платежные системы постоянно совершенствуются, изобретая все
новые способы обезопасить себя и своего клиента от возможной угрозы.
На сегодняшний день существуют
протоколы и правила, которые позволяют безопасно передавать зашифрованную
информацию от пользователя к серверу; стандарты защиты информации,
разработанные международными платежными системами, защищающие данные банковских
карт; стандарты проверки личности держателя
карты в реальном времени, которую проводит
банк при помощи SMS и т.д.
То есть другие участники операции
принимают повышенные меры безопасности, но и сам пользователь не должен их
нарушать, обходить или невнимательно к ним относиться. Иначе все попытки вас
обезопасить будут абсолютно бесполезны.
Ответственно подходить к совершению
платежей через интернет, выработать у себя минимальные навыки для обеспечения
онлайн-безопасности — это главные элементы современной финансовой грамотности,
соблюдать которую следует всем интернет-пользователям.
Оплата банковской картой через
интернет связана с серьезным риском потери денег, обманывать вас могут
по-разному, например:
1. Один из самых распространенных
способов обмана - «фишинг» (по-русски, рыбалка). Суть фишинга заключается в
том, чтобы создать сайт интернет-магазина с дешёвыми и необходимыми товарами,
на который пользователь «клюёт», то есть покупает товары. При оплате покупатель
вводит данные карты и теряет все деньги.
2. Второй способ обмана связан с
тем, что при регистрации заказа покупатель оставляет контакты. Далее мошенники
связываются с ним и под различными предлогами, представившись сотрудником банка
или сотового оператора, просит предоставить конфиденциальную информацию:
пароль, пин-код или код CVV2/CVC2 банковской карты. Используя полученные
данные, мошенники быстро выводят с карты деньги, оплачивая покупки или переводя
средства на чужие счета.
3. Еще один способ использования
чужой банковской карты - заражение компьютеров вирусными программами. Эти
программы нацелены на хищение информации карты пользователя при её введении
(номер, срок действия и т.д.). Программа сохраняет и пересылает эту информацию
мошенникам. А далее можно прощаться с деньгами.
Сотрудники полиции призывают граждан
к бдительности и соблюдении элементарных принципов безопасного поведения. Если
Вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в дежурную часть
ближайшего отдела полиции либо по телефону 102.
Подготовлено по материалам Управления
«К» МВД России
|