6 июля 2014 года на берегу реку Биюк - Карасу в районе трех мостов состоится театрализованное представление посвященное празднику "Ивана-Купала". в программе игры конкурсы развлечение. Выступление творческих коллективов дома культуры г. Белогорска. Праздник
Ивана Купалы у славян - праздник летнего солнцеворота - солнцестояния. Из
участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник»,
который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные
обрядовые заклинания по ходу праздника читают - священники (волхвы, жрецы),
урядник, старейшина. Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки
собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь,
зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно
крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен)
высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте,
выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки,
озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в
народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение
Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы,
веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует
приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный
орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на
блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают
неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех
ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине
которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих
веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в
виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный
(крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги,
сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и
огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто
может их заменить (урядник, старейшина). Девушки заводят хоровод вокруг березки
и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу,
стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается
остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки
– плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают
цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают
купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру —
Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да
гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко,
хороводя. День Ивана Купалы — древний славянский праздник День Ивана Купалы —
древний славянский праздник Творится веселье, загадывают загадки, ходят
ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху
показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер
прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и
убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они
прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара
составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся,
старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят
прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво —
обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с
капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в
ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые
обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и
соломы и пускает его по воде. Девушки поют. На берегу зажигают огонь, пары,
разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не
нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого
старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные
травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая
трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун,
разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник
заканчивается.
|